Инклюзивное образование

Инновационный опыт, накопленный на факультете ИТ МГППУ с 2001 года в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации, позволяет говорить о необходимости и своевременности его распространения в системе высшего профессионального образования Российской Федерации с целью не только профессиональной реабилитации данной категории студентов, но и подготовки из них крайне востребованных обществом специалистов высокой квалификации.

Инклюзивное обучение студентов с ОВЗ на факультете информационных технологий МГППУ: среда обучения, результаты, достижения

Компоненты среды обучения

  • система дополнительных индивидуальных занятий;
  • техническое сопровождение учебного процесса;
  • методическое сопровождение учебного процесса;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • безбарьерная архитектурная среда;
  • транспортное сопровождение;
  • организация учебной практики и трудоустройство.

Основные направления научной работы по обеспечению технической среды

  • разработка интерфейсов, облегчающих взаимодействие с компьютером, для пользователей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы;
  • разработка методик обучения дисциплинам компьютерного и математического циклов для студентов с нарушениями зрения;
  • исследование перспективных методов компьютерной диагностики.

Техническое обеспечение учебного процесса для студентов с нарушениями зрения

  • система озвучивания текстов JAWS (для слепых и слабовидящих);
  • технология изготовления учебных пособий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля с использованием рельефной графики (для слепых и слабовидящих);
  • лекции и учебные пособия в электронном виде по всем дисциплинам компьютерного цикла;
  • аудиозапись лекций и семинарских занятий (для слепых и слабовидящих);
  • технология подготовки и воспроизведения звуковых учебных пособий по физико-математическим и другим дисциплинам (для слепых и слабовидящих);
  • технология распознавания и озвучивания текстов для обучения людей с нарушениями зрения;
  • специализированные интерфейсы ПО;
  • новые технологии навигации, новые технологии диагностики.
image3.jpeg
image4.png
image5.png

Особенности организации учебного процесса

  • реализована концепция обучения с отдельными учебными группами для инвалидов;
  • семинарские и практические занятия инвалидов ведутся в малых группах;
  • индивидуальная работа со студентами-инвалидами в рамках изучения учебных дисциплин и выполнения курсовых и дипломных работ;
  • активное привлечение студентов-инвалидов к научной работе и договорным работам по созданию специализированного программного обеспечения;
  • психолого-педагогическое сопровождение.

Технические разработки, прошедшие патентную экспертизу

image6.png
image2.jpegimg6.jpg

Наши достижения

img1.png

Поступление лиц с ОВЗ и инвалидностью в МГППУ http://мгппу.рф/nav/admission/57/192