Инклюзивное образование
Инновационный опыт, накопленный на факультете ИТ МГППУ с 2001 года в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации, позволяет говорить о необходимости и своевременности его распространения в системе высшего профессионального образования Российской Федерации с целью не только профессиональной реабилитации данной категории студентов, но и подготовки из них крайне востребованных обществом специалистов высокой квалификации.
Инклюзивное обучение студентов с ОВЗ на факультете информационных технологий МГППУ: среда обучения, результаты, достижения
Компоненты среды обучения
- система дополнительных индивидуальных занятий;
- техническое сопровождение учебного процесса;
- методическое сопровождение учебного процесса;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- безбарьерная архитектурная среда;
- транспортное сопровождение;
- организация учебной практики и трудоустройство.
Основные направления научной работы по обеспечению технической среды
- разработка интерфейсов, облегчающих взаимодействие с компьютером, для пользователей с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы;
- разработка методик обучения дисциплинам компьютерного и математического циклов для студентов с нарушениями зрения;
- исследование перспективных методов компьютерной диагностики.
Техническое обеспечение учебного процесса для студентов с нарушениями зрения
- система озвучивания текстов JAWS (для слепых и слабовидящих);
- технология изготовления учебных пособий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля с использованием рельефной графики (для слепых и слабовидящих);
- лекции и учебные пособия в электронном виде по всем дисциплинам компьютерного цикла;
- аудиозапись лекций и семинарских занятий (для слепых и слабовидящих);
- технология подготовки и воспроизведения звуковых учебных пособий по физико-математическим и другим дисциплинам (для слепых и слабовидящих);
- технология распознавания и озвучивания текстов для обучения людей с нарушениями зрения;
- специализированные интерфейсы ПО;
- новые технологии навигации, новые технологии диагностики.
Особенности организации учебного процесса
- реализована концепция обучения с отдельными учебными группами для инвалидов;
- семинарские и практические занятия инвалидов ведутся в малых группах;
- индивидуальная работа со студентами-инвалидами в рамках изучения учебных дисциплин и выполнения курсовых и дипломных работ;
- активное привлечение студентов-инвалидов к научной работе и договорным работам по созданию специализированного программного обеспечения;
- психолого-педагогическое сопровождение.
Технические разработки, прошедшие патентную экспертизу
Наши достижения
Поступление лиц с ОВЗ и инвалидностью в МГППУ http://мгппу.рф/nav/admission/57/192